Гимн деньгам

Наше невыносимо невинное советское прошлое среди прочих оставило один шрам, который никак не думает зарастать, и даже напротив – грозит превратиться в опасную рану. Речь идет о несправедливо негативном отношении к деньгам. Я хочу спеть гимн деньгам.

Я предлагаю считать деньги мерилом любви к жизни. Роман Абрамович больше всех любит жизнь, я гораздо меньше, нищий не любит ее вовсе – потому что он ничего не может дать ей взамен. Жажда жизни – это не что иное как потребность в активной деятельности, результат которой всегда можно оценить в деньгах. Жажда денег сама по себе, реализуемая в любой деятельности – тоже не так уж плохо, если это доставляет человеку удовлетворение и радость и не вредит окружающим, главное не увлекаться, не быть алчным.

Произошла глупейшая ошибка, подмена понятий, в результате которой деньги были признаны самым низким и позорным результатом труда, а другая их роль замалчивалась. При этом вовсе никогда у нормальных людей деньги результатом труда не были, а служили только эквивалентом его полезности для других. Все было естественно и просто придумано нашими предками, каждый занимался тем, чем мог или хотел, и за принесенную пользу получал от людей универсальную награду, которой в свою очередь мог наградить другого.

Деньгами не только измеряется полезность труда, но и выражается уважение к личности с набором ее самых разных характеристик, и не только профессиональных; особенно это касается труда творческого. К примеру, с этой позиции чаще всего оценивается труд ландшафтного архитектора, полезность деятельности которого зачастую остается недопонятой и оценивается гораздо ниже полезности хорошего каменщика на объекте. В таких случаях говорят, что деньги платятся за имя, марку, бренд, все эти понятия и объединяют ряд характеристик, полезность которых трудно определить количественными показателями.

Очень у нас это любимая тема, доказывать, что «это я не ради корысти», «не ради денег» и т.д., почему то считается, что делать что то за деньги – это как то все-таки хуже, чем бескорыстно. К этому посылу с явно коммунистическим происхождением еще и примешали пригодившиеся вдруг библейские заповеди, вырванные из контекста и отшлифованные как надо. В итоге получился моральный закон – богатым быть плохо, очень удобный для государства с авторитарным типом управления. Действительно, бедный меньше развивается, меньше хочет и меньше может, соответственно глуп, болен, пассивен, такими людьми проще управлять. Сегодняшнее наше государство предоставило возможность разбогатеть, но вышеупомянутый моральный закон порушить не позаботилось. В итоге разбогатели те, кто привык нарушать все законы, и среди них оказались не только авантюристы и смелые предприимчивые люди, но и просто преступники, причем при существующем неисполнимом законодательстве последние оказались в большинстве.

Таким образом, вместо желаемого разрушения в головах наших граждан постулата «богатым быть плохо», мы получили его извращенное подтверждение. И даже хуже того, появилась такая мысль – пусть я стану «плохим», зато богатым. А ведь все может быть совсем по-другому, если поменять полярность. Плохо быть бедным. Плохо не получать благодарность за любой свой труд, и эта благодарность должна быть обязательно в денежном эквиваленте, тогда и ты сможешь отблагодарить того, кто окажет услугу тебе.

Именно справедливое, ровное, спокойное отношение к деньгам, как к обязательному и естественному эквиваленту любой деятельности, поможет избежать культа денег, алчности, и многих других истинных пороков человечества. Отношение именно как к эквиваленту, а не результату. При таком условии результат работы и цель ее могут быть куда более возвышенными.

А какова может быть цель деятельности человека? Самая разная. Можно революционно менять сознание, или один из многочисленных винтиков нашего существования на земле, можно просто выращивать красивые деревья, с надеждой на то, что став большими и величественными, эти деревья сделают чью то жизнь уютнее, добрее, сытнее – в зависимости от желаний, или не на что не надеяться, просто получать удовольствие от своей работы. Но возможность выбора цели, мотивации в любом деле появляется тогда, когда не нужно думать о деньгах, когда потребность в деньгах не перевешивает своей значимостью все ваши намерения. Неоплачиваемый труд – труд несвободного человека, крепостного. В нашем обществе «крепостная» зависимость заключается в неспособности, стеснении, а иногда в брезгливости к зарабатыванию денег.

Общество людей, мотивированных в своей деятельности иначе, нежели жаждой обогащения, развивается быстрее и добивается больших результатов, хотя бы по причине большего разнообразия поставленных целей и, соответственно, большей подвижности ума и общего развития. Но такая мотивация появляется только при достойной – справедливой оплате труда.

Если считать деньги мерилом создаваемых человеком благ, тогда их количество ничем нельзя ограничить, разве нашей собственной ленью. Чем больше я работаю, тем богаче все. Хотелось бы, чтобы богаче был тот, кто больше усилий прилагает для этого, но несмотря на всякие несправедливости в этой теме, в итоге так и выходит.

При таком понимании денег сразу меняется наше отношение к конкуренции. Конкуренция – это не раздел существующего денежного пирога, а соревнование в создании общего такого пирога, типа кто больше коржей напечет, и чем больше он будет, тем лучше всем. Такая конкуренция подразумевает взаимопомощь, поддержку друг друга информацией или знаниями, а не вредительство. Кто-то скажет, что объем рынка ограничен, но мы в состоянии эти границы расширять, раскручивая совместно нашу тему и повышая потребность людей в предлагаемом товаре или услуге, и конкуренция-сотрудничество здесь принесет гораздо больше пользы, чем конкуренция-соперничество. Конечно – рынок не резиновый, и при его перенасыщении у всех участников возникнут проблемы со сбытом, но их будет гораздо меньше опять же при сотрудничестве и информировании друг друга участниками рынка о личном наблюдении, статистике продаж и т.д., да и решать такие проблемы проще сообща.

Следует заметить, что богатство нельзя измерять только деньгами, есть в этой жизни ценности другого рода, но это тема совсем другого разговора. В этих же моих очень узких рассуждениях хватает своих противоречий и мне самому порой хочется поспорить с собственными утверждениями. И закончить я хотел бы цитатой из романа Дэниела Уоллеса «Арбузный король»: «Истина похожа на рыбу в воде – поди поймай ее голыми руками. Потому мы особо и не стараемся, развлекаясь зрелищем дураков, которые в попытке сделать это лишь мутят воду в пруду». На сегодня моя «рыбалка» окончена…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *