О русском саде

Итак, сложилось ли такое понятие, как «русский сад», существует ли он как самостоятельное явление? Вопрос этот в последнее время приобретает среди российских ландшафтников почти гамлетовскую значимость… Видимо, азы ландшафтной архитектуры освоены, пришла пора понять свои корни и обозначить самобытность, если таковая имеется.

Известный ландшафтный архитектор Джон Брукс отметил в своей статье о недавнем посещении России, «что для садовых дизайнеров общим знаменателем, где бы они ни работали, являются люди — и как они живут на открытом воздухе». Русские люди… ага, давайте еще в русскую душу заглянем! Да в этих потёмках заблудилась даже великая русская литература; впрочем, там же она и зародилась… Попытаться хотя бы понять причины, по которым в человеке пробуждается желание создать свой сад.

Менталитет любого человека складывается из многих величин, одна из них – окружающее пространство. Если попытаться представить себе такую вещь, которая показывает взаимосвязь характера человека и среды его обитания, да еще и вспомнить немного историю, может быть мы и найдем формулу «русского сада», а точнее – его отсутствия.

Любой сад или парк имеет границы, физически обозначенные чаще всего заборами. В сознании владельца сада границы отражены двумя вещами – чувством собственности на этот участок земли и пониманием того, что он является частью единой территории (своего государства). Это фундамент, на котором строится сад, и все дальнейшие его элементы – стиль, функциональность, идея или настроение – это отражение социальных, национальных и многих других особенностей его создателей.

Так вот, в России нет такого фундамента. В сознании просто не укладываются размеры территории нашей страны, они безграничны. А потому мы более склонны ощущать себя частью всей планеты, чем страны. Вместе с тем, на протяжении всей истории мы были изолированы от «остального мира» и мировой культуры, по причине огромных территорий и отсутствия дорог и других коммуникаций, а потом и вследствие известных социальных потрясений 20-го века. Такое вот противоречие…

Почему Россия столь многонациональна? Может быть еще и по причине постоянных переселений народов, добровольных и насильственных? Мы скорее странники, блуждающие по огромным просторам в поисках лучшей жизни, чем хозяева этой территории.

А хозяев земли в России никогда и не было, и это вторая причина, по которой русского сада не могло образоваться в принципе. Землю осваивали, за землю воевали, землей наделяли, землю давали или отбирали, но никогда в России землей не владели и не торговали на протяжении длительного отрезка времени. Дворянство, помещики – да, и именно в 19-м веке садовое искусство достигло наивысшего развития. Но что для ландшафта 100 лет – да это меньше, чем продолжительность жизни многих растений. Кроме того, помещики на Руси – это слишком малочисленный слой населения. Освобожденные крестьяне владели землей и того меньше. Сегодняшняя частная собственность – это вообще пародия на частную собственность, она не гарантированна и условна, вспомните историю с землей под олимпийскую стройку в Сочи.

Дача – вот уникальное российское изобретение, недаром русское слово «дача», возникшее от «давать» (государство раздает иногда мизерные клочки земли своим подданным), заимствовано английским языком, а это большая редкость и признак самобытности явления. На даче проявились многие черты «русского» характера, такие как общинность, открытость, практичность вперемешку с бесхозяйственностью и т.д.

Дачные истории – это энциклопедия русской души. Наши соседи по дачам знают друг о друге почти все (даже если шепотом разговаривать – на соседних 6-ти сотках все равно слышно), распивают совместно бутылочку под шашлычок, а затем идут городить двухметровый забор между участками, делая свой крохотный надел еще более неудобным для жизни. Для сравнения, у гораздо менее открытых европейцев заборы часто заменяются низкой и симпатичной живой изгородью, либо не устраиваются вовсе. Или еще такая известная всем картина: весной на даче проводится субботник, и весь собранный мусор вываливается буквально за забор. Эта же черта характера наблюдается в российских городах – «евроремонт» в квартирах, расположенных в серых ободранных многоэтажках, при отсутствии малейших признаков благоустройства придомовых территорий.

А вспомните душераздирающие телевизионные истории о горячих спорах по поводу лишних сантиметров дачных участков… Но при всей самобытности российской дачи, не хотелось бы приводить ее в пример национального видения сада — совсем другие функции, слишком малые площади. Дача – это скорее социальное явление.

Итак, выясняется что сад, как обособленное пространство, имеющее владельца и несущее на себе отпечаток его желаний, его характера, его национальных, культурных, религиозных и других отличий не может существовать в России по причине отсутствия самого владельца.

Другое дело – представление о саде, образ, мечта. В какой то исторический промежуток времени предоставляется возможность эту мечту воплотить, как например, сегодня. Тогда и начинаются подобные размышления – о самобытности и т.д. Самый живой образ – обширный парк в природном стиле, он же и является наиболее естественным отражением безграничных неухоженных российских территорий. Неухоженность – это характерная черта, тоже своего рода самобытность; сочетания «запустелый сад», «заросший сад», часто встречающиеся в русской литературе, это и есть наше настроение, наш подход к созданию садов.

Возможно, такой подход возник в результате того, что в России проще было выбрать красивое и удобное место для строительства поселения или дома, чем строить в определенном месте, а затем это место облагораживать. Сравните с Японией, там дикая природа – это национальное достояние, святыня, нарушать которую не позволено никому. Дом строится на неудобъях, крошечная территория используется для того, чтобы выразить свое восхищение, свое поклонение перед природой. У нас же с природой всегда боролись, ее покоряли, леса не только вырубали, но бывало и выжигали, отвоевывали у природы место для жизни.

Другими словами, русский сад – это лес (и хорошо, если не вырубленный), в котором построен дом, а не созданный человеком образ рая. Таким отношением объясняется и низкая оценка в обществе значимости профессии ландшафтного архитектора, традиционно отсутствующего в списке нужных профессий.

Но все в этой жизни меняется и порой быстрее, чем мы можем себе представить. И хочется верить, что мы реально захотим стать лучше, и это желание непременно отразится на окружающей среде. Наша страна, наш город, и в том числе его внешний облик – это отражение характера его жителей, и нужно надеяться, что этот облик будет меняться в лучшую сторону.

Нужно ли нам искать свой стиль в ландшафтной архитектуре, или вполне достаточно заимствования и грамотного воплощения имеющихся знаний и опыта других культур? Я думаю, формирование садового стиля, направления – это такой длительный процесс, который как-то сам собой происходит и в течение большого промежутка времени, целой эпохи, и зависит от целого ряда факторов. Среди них — и работа ландшафтных дизайнеров тоже, нужно только делать эту работу по возможности хорошо и с удовольствием.

Алексей.

Одна мысль про “О русском саде”

  1. Исторически русские парки включали элементы всех европейских парков. Однако теплолюбивые заморские растения заменялись местными. Именно это отмечал учёный-селекционер Андрей Болтов. Он первым ввёл такие типичные для русских парков элементы, как берёзовые арки, прототипом которых стали французские берсо из роз, изгороди из боярышника, шарики из остролистных клёнов, плакучие вязы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *